Меню сайта

Категории раздела
Мои файлы [40]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 24

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


DEUTSCHLEHRER


Понедельник, 06.01.2025, 03:15
Главная » Файлы » Мои файлы

Игровые технологии
20.04.2013, 18:34

Использование игровых технологий в современном образовательном процессе.

      Наряду с трудом и ученьем игра — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление по­ведением. Она позволяет эффективно формировать личность, воспитывать нравственные качества, развивать творческие задатки.

 «…ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра.»  (А.С. Макаренко)

Eсли мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.

 На детскую игру можно смотреть по-разному. Но есть законы, не подчиняющиеся ничьим желаниям. Согласно одному из них, если какая-то стадия развития не пройдена полностью, то следующая будет протекать искаженно. Детство — время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать недоигранное, вместо того, чтобы идти вперёд. Интересное дело, интересный  урок  способны  захватить  ребенка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь.

Но игра может и учить. Eсли мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, это может нам помочь  решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.

        «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание… в игре же дитя, уже зреющий человек пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями.» (К.Д. Ушинский)

 Учебная  игра как технология обучения давно интересует ученых и практиков. Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности.

ЦЕЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - пробудить интерес  к познанию, науке, книге, учению.

ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ  ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ:

·  мотивационный  компонент;

·         ориентационно - целевой компонент;

·   содержательно-операционный  компонент;

·   ценностно-волевой компонент;

·         оценочный компонент.

Компоненты игровой технологии
во взаимосвязи со структурными элементами игры

Компонент игровой технологии

Структурные элементы игры

Мотивационный

Установочный момент, игровая ситуация

Ориентационно-целевой

Задачи игры

Содержательно-операционный

Правила игры, игровое действие

Ценностно-волевой

Игровое состояние

Оценочный

Результат игры

 

Ø  Установка на игру обычно создается в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Например: «Давайте представим себе, что наша экспедиция оказалась в …»

Ø  Игровая ситуация может разыгрываться в вымышленном пространстве со слов «Представьте, что…»,  (сказочный лес, незнакомый район города, акватория океана и т.д.), очерченном географической картой, историческим временем, поставленной проблемой. В игровой ситуации участвует определенное количество учеников (группа, класс), которые выполняют определенные действия.

Ø  Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами, выступающими в замаскированном, неявном виде. Благодаря учебным задачам осуществляется непреднамеренное обучение школьников (Реши кроссворд, найди ошибку…), 

Ø  Правила игры должны соответствовать «профессиональной деятельности» участника игры и быть направлены на выполнение действий в определенной последовательности. Во-первых, правило действия в воображаемой ситуации, во-вторых, правила межличностных отношений. 

Ø  Игровые правила реализуются в игровых действиях. Психологи выделяют внешние действия (слушать, чертить схему, решать задачу) и умственные (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать). Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра. Но, если не сформированы определенные умения, лучше не проводить игру.

Ø  Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние – важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора и элементов дискуссии, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора.

Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии  представляют собой ступени от игры-забавы к  игре-увлечению познанием. И высшей ступенью является переход  от игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ.

Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра:

·         эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации   деятельности учащихся;

·         тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;

·         стимуляция умственной деятельности учащихся, развитие внимания и познавательного интереса к предмету;

·         средство преодоления пассивности учеников;

·         средство усиления работоспособности учащихся.

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»  (В.А. Сухомлинский)

      Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний.

      Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д. Игру или игровой момент можно провести и на различных этапах урока. Особенно большое поле деятельности в применении игр и игровых моментов именно в начальной школе. 

 Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами. В активной природе младшего школьника игра, расширяя интерес и знания, становится понятной ребенку в том случае, если усвоение их происходит активно. А вот ученики 5–7-х классов увлекаются играми, в которых нужно раскрыть тайну или сделать открытие, поэтому в игровые ситуации следует закладывать элементы романтики, совместного поиска, совместной творческой работы. Ребята подросткового возраста стремятся к групповому сотрудничеству, увлекаются словарными играми, состязаниями. Для старшеклассников характерна ориентация на свою будущую роль в обществе. Их интересуют социальные явления. В этом возрасте развивается личностная рефлексия. Для учеников 10–11-х классов характерны потребность в диалоге, поиск решения проблемы не только с целью найти истину, но и самоутвердиться. Особенностью игровой технологии для старшеклассников является ориентация на групповой характер игр, а также вовлечение в игру посторонних лиц в качестве зрителей, слушателей, экспертов.

Подводя итог выше изложенному можно отметить  следующие «за» и «против» использования игровых технологий:

«За»

Игра                                                                                                 

·         способствует повышению интереса, активизации и   развитию мышления;

·         несет здоровьесберегающий   фактор в развитии и обучении;

·         идет передача опыта старших поколений младшим;

·         способствует использованию    знаний в новой ситуации;

·         является естественной формой труда ребенка, приготовлением к   будущей жизни;

·         способствует объединению коллектива и формированию ответственности

 «Против»

   Игра

·         сложна в организации и  порой вызывает проблемы с дисциплиной;

·          требует при подготовке  больших затрат времени, нежели  при ее проведении;

·         может, увлекая своей игровой оболочкой, привести к  потери образовательного содержания;

·         не всегда возможна при использовании, не любой материал может служить основой при проведении игры;

·          предполагает  некоторую сложность в оценке деятельности обучающихся.

И все же

«Учитель и ученики растут вместе». (Конфуций)

 Так пусть игровые технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю.

Категория: Мои файлы | Добавил: savutsch
Просмотров: 1143 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Вход на сайт

Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • База знаний uCoz

  • Copyright MyCorp © 2025 Создать бесплатный сайт с uCoz