Использование игровых технологий в современном образовательном процессе. Наряду с трудом и ученьем игра — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен человеческого существования. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Она позволяет эффективно формировать личность, воспитывать нравственные качества, развивать творческие задатки. «…ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра.» (А.С. Макаренко) Eсли мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности. На детскую игру можно смотреть по-разному. Но есть законы, не подчиняющиеся ничьим желаниям. Согласно одному из них, если какая-то стадия развития не пройдена полностью, то следующая будет протекать искаженно. Детство — время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать недоигранное, вместо того, чтобы идти вперёд. Интересное дело, интересный урок способны захватить ребенка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь. Но игра может и учить. Eсли мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, это может нам помочь решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности. «Для дитяти игра – действительность, и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что отчасти есть его собственное создание… в игре же дитя, уже зреющий человек пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями.» (К.Д. Ушинский) Учебная игра как технология обучения давно интересует ученых и практиков. Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности. ЦЕЛЬ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ - пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ: · мотивационный компонент; · ориентационно - целевой компонент; · содержательно-операционный компонент; · ценностно-волевой компонент; · оценочный компонент. Компоненты игровой технологии во взаимосвязи со структурными элементами игрыКомпонент игровой технологии | Структурные элементы игры | Мотивационный | Установочный момент, игровая ситуация | Ориентационно-целевой | Задачи игры | Содержательно-операционный | Правила игры, игровое действие | Ценностно-волевой | Игровое состояние | Оценочный | Результат игры |
Ø Установка на игру обычно создается в увлекательной форме, иногда с использованием слайдов, рисунков, кинофрагментов. Например: «Давайте представим себе, что наша экспедиция оказалась в …» Ø Игровая ситуация может разыгрываться в вымышленном пространстве со слов «Представьте, что…», (сказочный лес, незнакомый район города, акватория океана и т.д.), очерченном географической картой, историческим временем, поставленной проблемой. В игровой ситуации участвует определенное количество учеников (группа, класс), которые выполняют определенные действия. Ø Следующим структурным элементом игры являются игровые задачи, которые соединяются с учебными задачами, выступающими в замаскированном, неявном виде. Благодаря учебным задачам осуществляется непреднамеренное обучение школьников (Реши кроссворд, найди ошибку…), Ø Правила игры должны соответствовать «профессиональной деятельности» участника игры и быть направлены на выполнение действий в определенной последовательности. Во-первых, правило действия в воображаемой ситуации, во-вторых, правила межличностных отношений. Ø Игровые правила реализуются в игровых действиях. Психологи выделяют внешние действия (слушать, чертить схему, решать задачу) и умственные (сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать). Чем разнообразнее действия, тем интереснее игра. Но, если не сформированы определенные умения, лучше не проводить игру. Ø Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние – важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора и элементов дискуссии, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора. Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии представляют собой ступени от игры-забавы к игре-увлечению познанием. И высшей ступенью является переход от игры к творчеству, к научной логике, к опережению школьных программ. Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра: · эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся; · тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки; · стимуляция умственной деятельности учащихся, развитие внимания и познавательного интереса к предмету; · средство преодоления пассивности учеников; · средство усиления работоспособности учащихся. «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.» (В.А. Сухомлинский) Включение в урок игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре учащихся с разным уровнем знаний. Игру и игровой момент можно использовать на различных уроках. Это может быть урок объяснения нового, урок закрепления пройденного, комбинированный урок, интегрированный урок и т.д. Игру или игровой момент можно провести и на различных этапах урока. Особенно большое поле деятельности в применении игр и игровых моментов именно в начальной школе. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяются темой, возрастными особенностями участников, их интересами. В активной природе младшего школьника игра, расширяя интерес и знания, становится понятной ребенку в том случае, если усвоение их происходит активно. А вот ученики 5–7-х классов увлекаются играми, в которых нужно раскрыть тайну или сделать открытие, поэтому в игровые ситуации следует закладывать элементы романтики, совместного поиска, совместной творческой работы. Ребята подросткового возраста стремятся к групповому сотрудничеству, увлекаются словарными играми, состязаниями. Для старшеклассников характерна ориентация на свою будущую роль в обществе. Их интересуют социальные явления. В этом возрасте развивается личностная рефлексия. Для учеников 10–11-х классов характерны потребность в диалоге, поиск решения проблемы не только с целью найти истину, но и самоутвердиться. Особенностью игровой технологии для старшеклассников является ориентация на групповой характер игр, а также вовлечение в игру посторонних лиц в качестве зрителей, слушателей, экспертов. Подводя итог выше изложенному можно отметить следующие «за» и «против» использования игровых технологий: «За» Игра · способствует повышению интереса, активизации и развитию мышления; · несет здоровьесберегающий фактор в развитии и обучении; · идет передача опыта старших поколений младшим; · способствует использованию знаний в новой ситуации; · является естественной формой труда ребенка, приготовлением к будущей жизни; · способствует объединению коллектива и формированию ответственности «Против» Игра · сложна в организации и порой вызывает проблемы с дисциплиной; · требует при подготовке больших затрат времени, нежели при ее проведении; · может, увлекая своей игровой оболочкой, привести к потери образовательного содержания; · не всегда возможна при использовании, не любой материал может служить основой при проведении игры; · предполагает некоторую сложность в оценке деятельности обучающихся. И все же «Учитель и ученики растут вместе». (Конфуций) Так пусть игровые технологии позволяют расти как ученикам, так и учителю.
|