Проблемное
обучение
В настоящее время под проблемным обучением понимается система научно-обоснованных методов и
средств, применяемая в процессе обучения, предполагающая создание под
руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную
деятельность обучающихся по их разрешению.
Главная цель
проблемного обучения
– при минимальных затратах времени
получить максимальный эффект в развитии мышления и творческих способностей
обучающихся, усвоение ими не только результатов научного познания, но и самого
пути, процесса получения этих результатов.
В основе
организации процесса проблемного обучения лежат:
® Принцип поисковой
учебно-познавательной деятельности обучающегося
(то есть открытия им выводов науки,
способов действия, «изобретения» новых способов приложения знаний к практике)
® Принцип эвристического
обучения
( в частности ориентация учителя и
обучающегося на достижение неизвестного заранее результата)
При проблемном
обучении деятельность учителя
представляет собой то, что он, давая в необходимых случаях объяснения
содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные
ситуации, сообщает обучающимся факты
и организует их самостоятельную учебно- познавательную деятельность по
усвоению новых знаний, умений, повторению, закреплению и отработке навыков
деятельности.
Проблемная
ситуация
(по определению М. И. Махмудова) – интеллектуальное затруднение человека,
возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт,
процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом, что
побуждает человека искать новый способ объяснения или действия. Поэтому
проблемной можно назвать ту ситуацию, когда учащийся не может объяснить для
себя объективно возникающее противоречие, не может дать ответов на объективно
возникающие вопросы, поскольку не имеет достаточных знаний по изучаемому
материалу.
В основу
проблемного обучения были положены идеи:
â Постановка проблемной
задачи или создание проблемной ситуации приводит к появлению познавательной
потребности;
â Появление
познавательной потребности повышает мыслительную активность обучающихся и
развивает интеллект;
â Повышение
мыслительной активности обучающихся вызывает эскалацию способностей обучающихся и их мотивацию к
обучению.
В роли
организатора обучения на проблемной основе учитель призван действовать скорее
как руководитель и партнер, чем как источник готовых знаний для обучающихся. В
процессе подготовки учитель должны приобрести
опыт, позволяющий ему:
® Тонко чувствовать
проблемность ситуации, с которыми сталкиваются обучающиеся, и уметь ставить
перед классом реальные учебные задачи;
® Выполнять функцию
координатора и партнера;
® Увлекать обучающихся
проблемой и процессом ее исследования, стимулировать творческое мышление при
помощи умело поставленных вопросов;
® Проявлять терпимость
к ошибкам обучающихся, допускаемых ими в попытках найти собственное решение;
® Предлагать свою
помощь или адресовать к нужным источникам информации только в тех случаях,
когда обучающиеся начинают чувствовать безнадежность своего поиска.
Алгоритм действий учителя при разработке проблемного
урока.
1.
Определить
объем и содержание учебного материала, представленного для изучения на уроке.
2.
Систематизировать
учебный материал в соответствии с логикой учебного предмета, его структурой, а
также в соответствии с принципами дидактики.
3.
Разделить
учебный материал на части, легко усваиваемые и тесно связанные между собой.
4.
Организовать
познавательную деятельность обучающихся с учетом индивидуальных темпов усвоения
учебного материала.
5.
Организовать
контроль и корректировку результатов усвоения.
|