СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ
ПОДХОД
В традиционной системе Я.А.Каменского, где
школа была придумана, как фабрика усредненного ученика, и урок — как дискретная
форма передачи знаний, господствовала
инструкция как передача знаний. Учитель как ментор передает знания, ученик
воспринимает. Дать способы культурного мышления — вот что
необходимо сделать сегодня в мире, где поток информации безграничен. Поэтому в современной
психологии обучения и образования
вопросу о роли самого учащегося в учебном процессе придаётся большое
значение. Активность обучающегося признается основой достижения развивающих
целей обучения – знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся
в процессе познавательной, исследовательской деятельности.
Вспомним старую китайскую пословицу «Я слышу
– я забываю, Я вижу
– я запоминаю, Я делаю
– я усваиваю»
Учение более не рассматривается как простая трансляции знаний от учителя
к учащимся, а выступает как сотрудничество – совместная работа учителя и
учеников в ходе овладения знаниями и решения проблем. Главным в системно - деятельностном подходе
выделяется результат деятельности как целенаправленная система. То есть содержанием
такого обучения является
система научных понятий. Компетенция
— деятельность — компетентность. Компетенция как объективная характеристика
реальности должна пройти через деятельность, чтобы стать компетентностью, как
характеристикой личности. Эта формула помогает нам понять, что такое
компетентность. Это знание в действии.
В рамках деятельностного подхода в качестве общеучебных действий
рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности. Их
сформированность является одной из составляющих успешности обучения в школе.
Модель оценки уровня сформированности учебной деятельности включает оценку всех
ее компонентов: мотивов, особенностей целеполагания, учебных действий, контроля
и оценки.
Реализация деятельного подхода в образовании осуществляется в ходе
решения следующих задач: Ø Определение
основных результатов обучения и воспитания в зависимости от сформированности
личностных качеств и универсальных
учебных действий; Ø Построение
содержания учебных предметов и образования в целом с ориентацией на сущностные
знания в соответствующих предметных областях; Ø Определение
функций, содержания и структуры универсальных учебных действий для каждого возраста/
ступени обучения; Ø Выделение
возрастно-специфической формы и качественных показателей сформированности
универсальных учебных действий в отношении познавательного и личностного
развития учащихся; Ø Определение
круга учебных предметов в рамках которых оптимально могут быть сформированы
конкретные виды универсальных учебных действий; Ø Разработка
системы типовых задач для организации ориентировки учащихся в их решении и
развития умения формировать
универсальные учебные действия во время образовательного процесса; Ø Разработка
системы тестовых и опросных форм диагностики сформированности универсальных
учебных действий на каждом этапе образовательного процесса. Системно-деятельностный подход сегодня
реально приходит в образование. Потому что через него мы даем ребенку
"перпетуум-мобиле" развития, стремясь научить ребенка учиться, а не
превращать его в славного хомяка, который держит запас знаний, умений и навыков
в своих защечных пазухах.
|