Описание: приём интерактивного обучения. Приём работы над грамотностью письма и грамматическим инструментарием в начальной школе предлагает А. Кушнир. Это ПОКАЗ грамматического (орфографического) феномена. Учитель заранее в тексте выделяет маркером определенные сочетания букв или слов, терминов, понятий и т.д. После даёт ученику читать текст несколько раз. Учитель не тратит времени на пояснения – ребёнок прочтёт сам, а в тексте наткнётся на множество иллюстраций данного утверждения. Это средство дополняется постоянно находящимся на стенде плакатом с правилом и постоянно лежащей на столе ученика карточкой, дублирующей плакат.
Пример. На уроке чтения в определённый момент перед ребёнком появляется очередная художественная книга для чтения, но с умышленным «дефектом» – все случаи, когда встречаются нужные буквосочетания – «ЖИ-ШИ», «ЧУ-ЩУ», «ЧА-ЩА» – выделены» подчёркиванием, цветным маркером или ещё как-то. С фломастером или маркером в руках легко превратить в пособие для изучения правила любую книгу. Ребёнок вольно или невольно, но без особого усилия, зафиксирует в сознании факт: данные буквосочетания – это показываемый учителем подводный камень, он заслуЖИвает специального внимания.
Описание: приём интерактивного обучения. Среди детских увлечений большое место занимает коллекционирование. Чего только дети не собирают: марки, значки, монеты, фантики, машинки, открытки, вкладыши от жевательных резинок, всевозможные этикетки! Эти увлечения тоже могут стать источником педагогических приёмов. Автор - Н.А.Мартынова.
Пример. При подготовке к уроку «Международное географическое разделение труда» 2-3 месяца ученики собирали этикетки от импортных товаров, поступающих в нашу страну. Затем все они были вклеены в альбом, где каждой стране отводилось несколько страниц, а сами страны наносились на контурную карту. На уроке ученики выступали в роли «дипломатов»: они называли страну, которую представляли, выясняли, какими товарами и сырьём могут обмениваться их страны с другими странами, и в «Центре международной торговли» заключали договоры и коммерческие сделки. На уроке биологии указанный приём был применен при изучении темы «Птицы» в курсе зоологии. В течение нескольких месяцев ученики собирали марки, открытки, наклейки, этикетки с изображением птиц, а затем вклеили их в альбом в соответствии с определителем птиц, дополнив каждое изображение коротким текстом с описанием мест обитания, повадок и других существенных характеристик. В итоге получился объёмистый самодельный справочник.
Описание: приём интерактивного обучения. Автор Ш.А.Амонашвили. Приём сродни технике «лавинного опроса», описанной М.В. Клариным. Учащиеся приводят первые пришедшие в голову признаки, не останавливаясь на них подробно. После того, как основные характеристики перечислены, они записываются на доске или листе бумаги и систематизируются в соответствии с заданными показателями.
Пример. На уроке литературы ученикам, пишущим сочинение, рекомендуется записывать «облака мыслей» – всё, что приходит в голову в связи с темой, а потом может быть утрачено из-за неорганизованного характера этой информации. В некотором смысле такие «облака» могут служить планом сочинения.
Описание: приём интерактивного обучения. Данный приём используется в технологии мастерских. Основан на ассоциациях. На конкретное слово учитель предлагает записать слова, словосочетания, фразы - смысловые ассоциации, возникающие при произнесении этого слова.
Пример. На уроках литературы при изучении творчества Марины Цветаевой ученики должны записать имя и фамилию поэтессы и подобрать слова, схожие с ними по звучанию (Марина – море – марево – ария – малина…). Затем они запишут слова, словосочетания, фразы – смысловые ассоциации, возникающие в воображении при произнесении этого имени. Сначала слова пишет каждый ученик самостоятельно, затем прочитывает их вслух. Индивидуальные подборки дополняются понравившимися образами из подборок других учеников. Эмоциональный настрой появился.
Описание: ведущий (педагог, ученик, родитель) задает вопросы и каждый правильный ответ поощряет (фишкой и др.).
Пример. Чего больше: Растений или кустов? Домов или деревянных домов? Деревянных предметов или деревянных стульев? Лесных растений или лесных ягод?
Описание: учитель предлагает прорекламировать предмет, на подготовку 5- 10 мин. Работу можно организовать в группе.
Пример. Создайте рекламу Серебряному веку Русской поэзии. Придумайте слоган таблице умножения.
Описание: развиваем фантазию ребят, прием может использоваться в качестве релаксационного момента на любом уроке.
Пример. Подумайте и скажите, на какое животное похожа парта? Постарайтесь "вписать" ее в естественные формы животного (сколько ему лет, какой у него характер, что он любит, о чем мечтает?). А на что похож школьный ранец? А бант на голове первоклассницы 1 сентября?
Приём “Рядом с художником”.
Описание: упражнение на развитие зрительно-художественной образности.
Пример. Произнесите монологи от имени: • главного героя, его мамы, старшей сестры, младшего брата (Ф. П. Решетников "Опять двойка"); • мальчика (В.А.Серов "Дети"); • мальчика (В.Е. Маковский "Свидание"); • девочки (К.С. Петров-Водкин "Тревога"). Выполняющий должен войти в образ и сыграть персонаж. Составьте биографию по портретам (например, "Вдовушка" по П.А. Федотову).
Приём “Групповая скульптура”.
Описание: развиваем навыки организационно-деловой культуры, умения учащихся взаимодействовать друг с другом.
Пример. Каждый учащийся одновременно и скульптор и глина. Он находит свое место в соответствии с общей атмосферой и содержанием композиции. Вся работа происходит в полном молчании. В центр комнаты выходит первый учащийся (это может быть любой желающий или назначенный ведущим человек) и принимает какую-то позу. Затем к нему пристраивается второй, третий пристраивается уже к общей для первых двух учащихся в композиции. Выполняя это упражнение, необходимо: 1) действовать в довольно быстром темпе, 2) следить, чтобы получающиеся композиции не были бессмысленной мозаикой изолированных друг от друга фигур. Вариант: «застывшая» скульптура может «ожить».
|