Структура урока рефлексии по технологии деятельностного метода Основные
цели: 1.
Формирование
способностей к коррекции собственных затруднений на основе алгоритма
рефлексивного мышления. 2.
Повторение
и закрепление учебного материала. Этапы: 1. Самоопределение деятельности. Учитель формулирует
цель урока и устанавливает тематические рамки повторяемого содержания. При этом
включается эмоциональный компонент, основанный на положительном опыте прошлых
уроков. 2.
Актуализация знаний. А) организуется
повторение используемых способов действий (норм) – понятий, алгоритмов
(правил), свойств – с фиксацией соответствующих эталонов. Б) проводится
самостоятельная работа ( в форме индивидуальной деятельности), которая
завершается самопроверкой обучающихся по
готовому образцу своих работ и фиксацией ошибок. 3.
Локализация затруднений
(этап, аналогичный постановке
учебной задачи) Обучающиеся, допустившие ошибки, анализируют
решение и фиксируют в речи, какие способы действий (нормы0 требуют уточнение.
Обучающиеся, не допустившие ошибок, на данном и следующих этапах выполняют
задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов. 4.Построение
проекта выхода из затруднений (этап, аналогичный этапу «открытия нового
знания») Пошагово применяя эталоны, соответствующие
зафиксированным способам действий (нормам), обучающиеся выявляют, в чем именно
заключаются ошибки (место в алгоритме, признак понятия и т. д.), и исправляют
их на основе правильного применения эталонов. 5. Обобщение
затруднений из внешней речи ( этап, аналогичный этапу первичного
закрепления учебного материала) Обсуждаются типовые ошибки и
проговариваются формулировки способов действий (норм), вызвавших затруднение. 6.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Каждый обучающийся выбирает только те задания
из числа предложенных, в которых он допустил ошибки, решает их, затем выполняет
самопроверку по эталону, сравнивая свое решение с готовым образцом, и фиксирует
знаково результат деятельности. 7. Включение
в систему знаний, повторение. При
положительном результате деятельности на предыдущем этапе обучающиеся выполняют
задания, в которых рассматриваемые способы действий (нормы) связываются с ранее
изученными и между собой, а также задания на подготовку к изучению следующих
тем. При отрицательном - обучающиеся
повторяют предыдущий этап для другого варианта (индивидуально или вместе с
консультантом) 8. Рефлексия
деятельности (итог урока) Обучающиеся
анализируют, где и почему были допущены ошибки, каким способом они были
исправлены, проговаривают способы действий (нормы), вызывающие затруднения,
оценивают свою деятельность на уроке. В завершении обучающиеся фиксируют
степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечают
цели последующей деятельности.
|