Технология
проектного обучения в учебном процессе.
Слово
проект происходит от лат. project us,
что означает «брошенный вперед». Под проектом понимают замысел решения проблемы, имеющей для человека определенное значение, ценность.
Проектирование – специально организованный
учителем и самостоятельно выполняемый обучающимися комплекс действий по решению
значимой для учащегося проблемы, завершающийся созданием продукта.
Классификация проектов.
По характеру доминирующей деятельности:
Ø
Исследовательский
– нацеливает обучающихся
на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение
гипотез.
Ø
Информационный
– предполагает сбор
и анализ информации, подготовку и защиту систематизированной информации в форме
доклада или реферата.
Ø Практико-ориентированный - направляет действия обучающихся на решение реальных проблем.
Ø
Творческий – дает возможность школьникам
проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании
газеты, видеофильма, плаката, сайта и т. п.
Ø
Игровой
– создает условия
для игрового моделирования.
По предметно-содержательной
области
Ø
Монопроект – в рамках одной области знаний;
Ø
Межпредметный
проект – на стыке
различных учебных областей;
По количеству
участников проекта
Ø
Индивидуальный;
Ø
Парный;
Ø
Групповой (число участников от 2 до 5);
Ø
Коллективный.
По продолжительности
выполнения
Ø
Мини-проект
(1 урок);
Ø
Краткосрочный
проект (2-6 уроков);
Ø
Длительный
(месяц, четверть, учебный год и т.п.)
Учебный проект с
точки зрения обучающегося
ü
Возможность
делать что-то интересное самостоятельно, в группе или коллективе, максимально используя свои
возможности;
ü
Деятельность,
позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания,
принести пользу и показать публично достигнутый результат;
ü
Деятельность,
направленная на решение интересной проблемы,
сформулированной самими обучающимися в
виде цели и задач, когда результат этой деятельности – найденный способ решения
проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что
весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с
точки зрения учителя
ü
Интегративное
дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет
вырабатывать и развивать следующие компетентности:
·
Формулировка
ведущей проблемы, постановка задач;
·
Целеполагание
и планирование деятельности;
·
Самоанализ
и рефлексия (самоанализ успешности и результативности решения проблемы в рамках
проекта);
·
Презентация
деятельности и ее результатов;
·
Поиск
необходимой информации, ее систематизация и структурирование Требования
к организации проектной деятельности
· Наличие
значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей
интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например,
проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду);
· Практическая,
теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
· Самостоятельная
деятельность учащихся;
· Структурирование
содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
· Использование
исследовательских методов, предусматривающих определённую последовательность
действий;
· Связь
с программой и учебным материалом.
Этапы проектной
деятельности.
1
этап – погружение
в проблему (принятие решения о выполнении проекта, определение темы, цели и
задач проектной деятельности);
2 этап – организация деятельности.
Составление плана и программы действий. План воплощает проект в жизнь через
систему определенных мероприятий, дел и поступков.
3 этап – осуществление
деятельности (выполнение программы, предварительный контроль) Учитель вместе с обучающимися
подводит промежуточные итого, дает индивидуальные и групповые консультации,
рекомендует дополнительные источники информации.
4 этап – презентация результатов,
самоанализ и самооценка.
* Представление
(защита) продукта (демонстрация результатов работы, анализ деятельности,
предъявление способа решения проблемы);
* Оценка проекта
(самооценка, определение уровня знания предмета, выявление успехов и неудач,
предполагает рефлексию совместной работы, анализ полноты, глубины,
информационного обеспечения, творческого вклада каждого)(вычленение и усвоение необходимого знания из
информационного поля) Рефлексия
предполагает анализ обучающимися хода и результатов проектной деятельности.
Обучающиеся отвечают на следующие вопросы:
Ø Соответствуют ли
результаты проектной деятельности поставленным целям?
Ø Если цель не
достигнута, то почему?
Ø Какие задачи
остались нерешенными и почему?
Ø К каким последствиям
(экологическим, социальным, психологическим, педагогическим) привела реализация
проекта?
Критерии
внешней оценки проекта.
§ Значимость и
актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике. § Корректность используемых
методов исследования и методов обработки полученных результатов.§ Активность каждого
участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями. § Коллективный характер
принимаемых решений. § Характер общения
и взаимопомощи участников проекта. § Глубина проникновения
в проблему, привлечение знаний из других областей. § Качество доклада:
композиция, полнота представления работы, аргументированность, убедительность,
убежденность. § Объем и глубина
знаний по теме *предмету), эрудиция, межпредметные связи. § Педагогическая ориентация:
культура речи, манера изложения, использование наглядных средств, чувство
времени, импровизация, удержание внимания аудитории. § Ответы на
вопросы: полнота, аргументированность, убедительность, дружелюбие, стремление
использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон работы. § Деловые и
волевые качества докладчика: ответственное отношение, стремление к достижению
высоких результатов, готовность к дискуссии, толерантность,
|